«Приёмы по развитию навыка эффективной коммуникации у педагогов»

Консультация для воспитателей и специалистов

В современном мире недостаточно обладать знаниям или владеть информацией по теме, ведь постоянное развитие и изменения в разных сферах приводят к тому, что знания могут устаревать, становиться неактуальными. Так же, имея доступ к современным источникам информации достаточно легко можно приобрести знания по интересующей вас теме. Поэтому, все больший акцент делается на развитие навыков, ведь именно они могут быть либо профессиональные, практические, либо такие, которые можно применить в разных сферах.

Собственно, softskills (термин, который переводится как «гибкие навыки»), — это кроссфункциональные навыки, которые в современном мире требуются вне зависимости от того, в какой профессии вы работаете.

Сегодня каждый педагогический работник независимо от стажа работы должен быть способен гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, для того чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал.

Профессиональный стандарт педагога обозначает необходимость единого подхода к совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников.

В профессиональном стандарте прослеживается необходимость развивать четыре группы softskills:

1. Социальные компетенции: коммуникативность, эмоциональный интеллект (умение различать эмоции и мотивы других людей), гибкость и принятие критики, ораторские способности.

2. Лидерские компетенции: умения принимать решения, сформировать команду, разрешать конфликты, ответственность, наставничество.

3. Интеллектуальные компетенции: аналитический склад ума, умение видеть и решать проблему, обучаемость, креативность.

4. Волевые компетенции: ориентированность на результат, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость, готовность к рутинной работе.

Сегодня я хочу более подробно рассказать о навыках эффективного общения (коммуникации)

Эффективное общение – это профессиональное общение педагога с другими участниками педагогического процесса, направленное на достижение воспитательно-образовательных задач.

Эффективное педагогическое общение представлено тремя составляющими:

- Мотивационная составляющая (Я хочу общаться) – представлена потребностью ребенка и взрослого в общении. В том случае, если данная составляющая у ребенка или взрослого недостаточно развита или совсем отсутствует, то общение будет сложно организовать и эффективность такого общения крайне низка.

- Когнитивная составляющая (Я знаю, как общаться) – представлена нормами и правилами общения, формируется непосредственно в процессе общения ребенка и взрослого. В случае, если данная составляющая отсутствует или недостаточно развита, то возникают затруднения в общении и эффективность его значительно снижается.

- Поведенческая составляющая (Я умею общаться) – включает в себя умение привлечь внимание собеседника, вести беседу, аргументировать свою точку зрения, умение слушать и т.д. То есть, важным являются коммуникативные умения и навыки.

Эффективная коммуникация — один из самых важных жизненных навыков, который можно развить. Каждый из нас достигает в нем разного уровня мастерства — один неспособен договориться с родными и решить, кто пойдет выносить мусор, а другой среди улицы может продать незнакомцу слона.

Коммуникативные навыки используются нами на автоматическом уровне ежедневно, например: умение говорить и слушать, умение поддержать разговор. Однако во многих ситуациях оказывается, что наше умение коммуницировать недостаточно для достижения поставленных целей. 

Успешная коммуникация подразумевает уважение к обоим участникам процесса. Следует помнить, что эффективная коммуникация – это не манипулирование партнёром с целью извлечения односторонней выгоды, а доверительное, взаимовыгодное общение. 

Эффективная коммуникация невозможна без установления так называемой «психологической стыковки» между отправителем и адресатом. Это то, что на разговорном языке называется «нахождением на одной волне».

         Критический взгляд на собственное мнение, ответственность за свои слова и желание услышать другого – уверенные шаги к развитию коммуникативных навыков общения, совершенствовать которые можно в любом возрасте. Развить и повысить свои коммуникативные навыки самостоятельно помогут 17 простых приёмов, которые легко реализовать в повседневной жизни, на работе или в компании друзей и близких.

Приём 1. Записывать свои телефонные разговоры на диктофон

Анализировать записи: внимательно слушать тон, скорость, эмоциональную окраску и контент диалога, определять, что нравится, а что нет в собственных фразах. Просить собеседников давать обратную связь, сравнивать свои ощущения с полученной информацией. Выписывать каждый раз 2-3 основных вывода, которые зацепили больше всего. Обращать внимание на это в последующем общении со всеми собеседниками (особенно с родителями воспитанников). Проводить такое упражнение рекомендуется не реже, чем 2 раза в год, чтобы отслеживать изменения и положительную динамику.

Приём 2. Выделять слова-паразиты и учиться их избегать

 «Как бы», «это», «вот», «э-э-э», «а-а-а», «в общем», «значит», «короче», «просто», «в принципе», «например», «так сказать», «типа» – могут исчезнуть из обихода, если пробовать говорить медленнее и делать речевые паузы.

Совет. В момент, когда хочется произнести слово-паразит, сделайте глубокий вдох. Рано или поздно речь станет чище и понятнее. Важно постоянно практиковаться в устной речи и слушать себя во время общения.

Приём 3. Упражнение «беседа с зеркалом»

Помогает наблюдать за собой со стороны, учит говорить связно, «подсвечивает» зоны роста и показывает сильные черты. Это позволяет наладить контакт с самим собой, что немаловажно, так как принятие своей внешности и стиля общения – залог успешной коммуникации с другими людьми. Задача состоит в том, чтобы, глядя на себя в зеркало, взять за основу любую мысль и развить ее вслух.

Важно плавно переходить от одной мысли к другой, объединять фразы в длинные логичные цепочки, тренироваться в импровизации и следить за выражением лица, позами и жестикуляцией.

Приём 4. Запоминать цитаты и интересные мысли

Это полезно для развития коммуникационных навыков. Также можно использовать в речи метафоры и поговорки, истории и притчи. Их можно вставлять в беседу исходя из контекста общения, нарушая неловкое молчание, поддержав речь собеседника или привлекая внимание аудитории. Storytelling (от англ. «рассказывание истории») – искусство донесения информации с помощью рассказов, которые возбуждают у человека эмоции и образы – набирает обороты в качестве незаменимого инструмента коммуникации.

Приём 5. Больше читать не только классическую, но и современную литературу. Это позволит идти в ногу со временем, чувствовать тренды и разные слои культуры.

Приём 6. Пересказывать

Не только художественные произведения, но и любимый блог, статью, запомнившийся отрывок из фильма или аудиокниги. Читаем, слушаем или смотрим – затем пересказываем самому себе вслух, желательно с театральным подходом и эмоциональной окраской.

Приём 7. Скороговорки, пение, разговоры с «набитым ртом»

Это улучшает дикцию и повышают уверенность спикера.

Приём 8. Развитие эмпатии и умения слушать

Полезное упражнение: включить видео на смартфоне, сериал или любой фильм по телевизору, около минуты внимательно слушать героя, затем выключить и попытаться понять, о чем он продолжает говорить. Повторить действие, но уже самостоятельно развивать мысль за героя. Это упражнение отлично проходит в компании семьи и друзей, также может быть элементом коммуникативного тренинга, где развивается не только навык общения и чувство юмора, но и гибкость мышления.

Приём 9. Игра «Крокодил»

Эта знакомая всем веселая игра как нельзя лучше развивает навыки коммуникации, прокачивая невербальную сторону общения и умение понимать друг друга. Кроме того, этот простой инструмент не только способен повысить коммуникативные навыки, но и расширить кругозор, любознательность, создать атмосферу открытости и работать на сплочение коллектива.

Приём 10. Правило трех «да»

Оно направленно на выстраивание вопросов и фраз в начале беседы таким образом, чтобы собеседник трижды согласился. Это задаёт положительный фон диалогу. К тому же, переубедить оппонента будет проще, если это вдруг потребуется.

 

Приём 11. Замена в речи негативных и агрессивных слов

Слова, которые подсознательно отталкивают собеседника (должен, нужно, проблематично, ужасно, страшно, неудача, проблема, давление, срыв, обязанность и т.д.). Их замена делает разговор чище и позитивнее. Лучше использовать более мягкие формы этих выражений: проблема – ситуация, должен – хотел бы, надавить – сдержать, ужас – сложность, неудача – опыт, срыв – итог, обязанность – выбор. Это позволяет делать положительный акцент на выгоду, а не потерю, работая по принципу выбора «стакан наполовину пуст или наполовину полон».

Приём 12. Упражнение на формирование выдержки

Во время общения с агрессивными или пессимистично настроенными людьми стоит представить вокруг себя прочный стеклянный купол, который не пропускает негатив и давление собеседника. Чтобы удержаться от ответных выпадов, просто воображаем своего оппонента тем человеком, которого безгранично уважаем, тогда захочется его понять и ответить в позитивном ключе.

Приём 13. Поставить цель

Стоит определить из круга общения человека, с которым обычно сложнее всего договориться, и поставить перед собой цель наладить с ним коммуникацию. Например, выполнить общее рабочее задание. Цель – научиться принимать полярную точку зрения, управлять эмоциями и слышать чужое мнение.

Приём 14. Улыбка

В качестве коммуникационного инструмента как нельзя лучше срабатывает искренняя улыбка. Для тех, кто редко улыбается, рекомендуется использовать браслет, которые каждый раз надевается на другую руку, как только не улыбнулись при приветствии или ответе на вопрос. Если общение часто происходит по телефону, то наличие зеркала на рабочем месте позволит видеть себя со стороны и «заставлять» улыбаться вне зависимости от ситуации. Людям редко нравится собственное угрюмое выражение лица. Кроме того, улыбку всегда «слышно» на другом конце провода.

Приём 15. Стараться чаще выступать на публике

Будь то разного рода выступления или родительское собрание. Главное – заранее продумывать ход выступления и ответы на возможные неловкие, сложные вопросы

Приём16 Упражнение «интервью»

Надо представить, что есть возможность взять интервью у звездной персоны. На листе бумаги надо написать приблизительный перечень вопросов и, возможно, даже отыграть эту беседу с кем-то из коллег или знакомых. Помогает слышать собеседника и предвидеть ход диалога, управляя им. Важно обращать внимание на главные проявления собеседника, отзеркаливать его поведение или фразеологию и использовать это в диалоге.

 Приём 17 Упражнение на отработку эмоций

Надо рассказать короткое стихотворение или спеть песню с выражением разных эмоций: радость, печаль, удивление, сожаление, подозрительность, злость, веселье, равнодушие, спокойствие, уверенность, энтузиазм, усталость, волнение.

 

Использование этих несложных приёмов позволит нам достичь более высокого уровня коммуникации.